О реакциях пострадавших людей и человеческой взаимовыручке в масштабах всей страны рассказал Зураб Кекелидзе
Пять особенностей крымской беды
- В целом наводнения довольно легко спрогнозировать, и если не
предотвратить, то хотя бы подготовиться, - делился своим мнение на
пресс-конференции руководитель Государственного научного центра
социальной и судебной психиатрии им. Сербского Зураб Кекелидзе. - Об
этом свидетельствует опыт Санкт-Петербурга. Питерцы знают, как
реагировать и чего ждать, их вовремя предупреждают, что может быть
подтопление. В этом первое отличие кубанской трагедии:
1. Никто не ожидал именно наводнения. Да, люди знали, что идут
проливные дожди. И зная, что район может затопить, оттуда уехали в
предчувствие беды только две (!) семьи.
2. Наводнения такого типа и такого масштаба раньше просто не случалось.
В том числе и в Крымске, который тоже топило 10 лет назад. Но таких
жертв и разрушений тогда не было.
3. Плохую роль сыграло время суток: люди ночью просто не смогли
сориентироваться - их буквально вымывало из постелей. Поэтому так велик
список жертв.
4. День недели. Как правило, в будни сон людей более чуткий. Трагедия
же произошла в ночь с пятницу на субботу, когда, расслабившись перед
выходными, люди спокойно спали.
Все эти факторы и привели к такому масштабу.
Реакция: заторможенность и избегание
- Очень грубо реакцию пострадавших можно разделить на два типа:
избегание и замирание, заторможенность, - продолжает Зураб Ильич. -
Группа психологов и психиатров работали в Крымске с утра воскресенья (то
есть специалисты прилетели на следующие сутки после трагедии). И лишь
немногие пострадавшие предпочли уехать из разоренного города. Большая
часть осталась на развалинах фактически всей своей жизни. Буквально
превращались в «соляные столпы», стояли у останков домов, опустив руки.
И эти категории также делились на тех, у кого погибли родные, и у тех, у
кого пропало только имущество. В первой категории ярко преобладало
чувство вины, оно даже превалировало в первые дни над растерянностью:
«Мы не помогли, не уберегли, не вытащили...». Продолжали фактически
бессмысленные поиски потерянных родных, каких-то доказательств того, что
они успели выбраться.
Реакция тех, кто остался жив и не потерял родных, была иная: что же произошло, как там соседи?
И только примерно на третьи сутки возник вопрос: кто в этом виноват, как жить дальше и что теперь с этим всем делать...
В эти дни главный непреодолимый стереотип был «без бумажки ты букашка».
То есть люди не понимали, что даже без потерянных документов им все
равно положена компенсация, еда-вода, кров, одежда. Что достаточно было
свидетельства родных или соседей - да, это Иванов Иван Иваныч, чтобы
выдали первую матпомощь.
И это тоже приходилось объяснять психиатрам, фактически ломать
стереотип: в чрезвычайной ситуации действуют другие нормы. И вы получите
лекарства, деньги и все, что нужно без каких-либо бумаг.
Хаотичная помощь и человеческая взаимовыручка
- Проблема еще заключалась в том, что в первые пару суток людям никто
не мог объяснить, что им ждать дальше, не было четких указаний: через
сутки вам дадут деньги, а сейчас мы вас разместим там-то там-то, -
главный психиатр РФ как будто заново переживал эти моменты, пока
рассказывал то, что творилось в Крымске.
- И особенно в такие моменты искренне радовала и по-хорошему потрясала
простая человеческая взаимовыручка: приезжали люди из других районов,
молча ставили воду, выкладывали хлеб, какие-то продукты и уезжали, не
требуя благодарностей. Предприниматели из ближайших кафе-ресторанов
раскидывали палатки с бесплатной едой. То есть самоорганизация была
гораздо лучше, чем организация властей.
По сути, пока ситуацию не взял под контроль губернатор Ткачев, в
головах людей творился хаос. Когда начали ставить нормальные кровати для
сна, когда появились массовые консультационные пункты, когда начали
вакцинировать людей против гепатита А, дизентерии и так далее, стало
понятно - власти людей в беде не бросили. А к этому моменту уже было
понятно - вся страна переживает за пострадавших и поможет, чем сможет...
Кстати, на прививки жители Крымска реагировали очень правильно, сами же
говорили, что им еще не сделали, приходили, никогда не отказывались,
если предлагали. Доходило до забавного: втихаря приходили из других
населенных пунктов, чтобы вакцинироваться, мол, на всякий случай. Не
отказывали никому.
Кучи новых вещей походили на свалку мусора
Несмотря на отзывчивость волонтеров и россиян, которые стремились
помочь потерявшим все жителям Крымска, порой эта избыточная помощь
только усугубляла тоску пострадавших.
- Множество новых с бирками, или поношенных, но стиранных и тщательно
отглаженных вещей складировались в кучи, - комментирует Кекелидзе. -
Люди подходил, брали вещи, понимали, что им не подходит и отбрасывали в
торону. Получалось, что растет гора вещей. И на фоне общей разрухи эти
новые халаты-туфли-штаны смотрелись горой хлама. Что еще больше
усугубляло стресс пострадавших.
Не было нормальной сортировки - хотя бы по размерам. Поэтому психологам
в первые дни приходилось работать как консультантам магазинов одежды.
Говорить «покупателям»: «это вам не подходит, давайте подберем что-то
другое» и складывать не подошедшие вещи в аккуратные кучки. В этом тоже
заключалась забота о психологическом здоровье, особенно женщин. Они
должны были почувствовать, что нормальная жизнь возвращается. Не просто
видеть доброту россиян, присылающих им одежду, но чувствовать заботу
тех, кто рядом, понимать, что им хотят помочь.
Откуда брались слухи
Примерно семь-восемь процентов населения склонны к генерации слухов,
подсчитали специалисты. Некоторые таким образом (преувеличивая и
додумывая) переживают собственную реакцию на стресс:
- Увы, в стрессовых моментах, эти «генераторы слухов» играют очень
плохую роль, - сетует психиатр. - Когда по Крымску прокатилась волна
слухов о том, что сейчас придет второе наводнение, многие не раздумывая,
прыгали в машины и уезжали из города. Своими глазами видел, как в
панике на перекрестке столкнулись две машины. Водители, даже не выходя,
чтобы разобраться, кто прав, кто виноват, разъехались и быстро покатили
из города. Мы же (группа психиатров) приехали к администрации, где
собрались перепуганные люди. Они нас спрашивают - а что же вы не
уезжаете, сейчас же волна придет. Мы в ответ: у нас нет такой
информации, все спокойно. И всем своим видом, своими делами,
спокойствием, показывали, что слухи, мягко говоря, преувеличены. А в это
время на втором этаже близлежащего здания стоял мужчина с сотовым и
кричал в трубку, что он видит волну воды. Когда мы снизу предложили
поднять к нему, чтобы тоже посмотреть, он выключил телефон и захлопнул
балкон. Только тогда люди начали потихоньку понимать, что, наверное,
правы все же мы, как представители власти, а не «слухачи».
Вторая волна пошла также на 3-4-й день. Касалась она в этот раз
вакцинации. Мол, нас колют массово, наверное, какой-то фигней. Теперь
город закроют и никого не выпустят - будут ставить эксперимент. К
счастью, эта волна слухов не имела большой силы. Ведь вакцинировались на
глазах населения все - МЧС, военные, волонтеры, журналисты, врачи. К
тому же в пунктах вакцинации всем спокойно и грамотно объясняли, что это
за вакцины и от чего они спасают.
Поэтому очень важно, чтобы в зонах ЧС всегда находились спокойные,
компетентные люди, представители власти, которые могут убедить не только
своими словами, но и примером население, что все под контролем, все
будет хорошо. Им помогут.
ВАЖНО
Психологический «откат» еще впереди
- Проблема в том, что острая реакция на стресс длится примерно 4-5 дней
- когда после произошедшего люди начинают приходить в себя, -
продолжает психиатр. - Конечно, помощь профессионалов в эти дни
необходима. Но главное - еще впереди. Примерно через месяц придет
посттравматическая реакция на стресс. Она может быть незаметной, просто
на человека вдруг наваливается депрессия, воспоминания, начинаются
кошмары. Именно эта реакция становится катализатором многих болезней:
гипертонии, диабета, даже ишемических приступов, инфарктов и инсультов.
Именно в эти дни потребуется активная помощь психологов. И она будет
оказана: в Краснодарском крае очень сильная психологическая служба.
Готовы оказать помощь психиатры из Москвы, Питера, Казани (они с честью
пережили крушение «Булгарии» в прошлом году). Жители Крымска в
обязательно порядке будут проинформированы, где они смогут получить
необходимую поддержку. Сейчас это по-прежнему возможно в
консультационных пунктах.
Особенно это важно в отношении детей. К сожалению, они часто не могут
выразить словми, что им тяжело. Им сложнее,чем взрослым формулировать
свои мысли и страхи. И очень хорошо, что сейчас с маленькими жителями
Крымска, которые отправились в дома отдыха, санатории, лагеря, работают
профессионалы. Они также помогут детям подготовиться к школе в конце
августа.
К сожалению, невозможно через газету дать общие советы родителям, как
вести себя с детьми, когда они вернуться с отдыха и попадут опять в
состояние стресса - к тому времени город еще не будет восстановлен.
Поэтому главный психиатр Минздрава советует родителям поговорить с
психологами и получить компетентные советы на месте.
КСТАТИ
Совет психиатра: как действовать властям в ЧС
Когда происходит такое масштабное чрезвычайно происшествие, с таким
количеством жертв очень большая роль должна принадлежать местным
властям. Как прокомментировала Зураб Кекелидзе, они первые должны
оказаться на месте ЧП и четко объяснить, что:
1. Обязательно будет господдержка;
2. Обязательно прибудет федеральная и областная помощь;
3. Делается сейчас все возможное, чтобы подыскать пострадавшим жилье, обеспечить их водой и вещами первой необходимости и т.д.
Фразы должны быть короткими, четкими. И честными. Ни в коем случае
нельзя говорить неправду. Это вызывает недоверие и ведет к неразберихе.
От властей обязательно должны быть сформированы активные группы,
которые бы поддерживали связь с населением, передавая все проблемы
властям (это могут быть сами же пострадавшие).
Комментариев нет:
Отправить комментарий