Почему россияне не умеют продавать и продаваться
06 июля, 04:44 | Татьяна СОЛЯНАЯ
ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Утверждение
тем более странное, что на протяжении столетий российское купечество
было весьма сильно и обильно. Для этого не нужно даже вспоминать
российских купцов-меценатов, путешественника Афанасия Никитина или
легендарного Садко. Достаточно посмотреть на большую часть среднерусских
городов, которые выросли и расцвели благодаря местному купечеству.
Однако сегодня многие россияне
и вправду не умеют продавать. Посмотрите на кадровые интернет-ресурсы:
"продажников" даже в кризис отрывали с руками: профессия остается в топе
наиболее востребованных уже второе десятилетие. При этом сегодня
процент с продаж таков, что дает возможность наиболее успешным
зарабатывать на уровне топ-менеджеров крупных компаний.
Да что говорить – я сама недавно убедилась в том, что искусство продаж
подвластно не каждому, когда две подруги из братской Украины приехали и
заработали на организации мероприятий столько, сколько никто из
российских коллег не сумел.
Как-то странно получается: вот совсем недавно у нас купечество
чуть ли не основной класс общества, а вот уже – продать лед в Африке не
умеем. Идея о том, почему так получается, у меня появилась после того,
как коллега пожаловалась на трудности дочери.
Дочь эта училась в американской школе по программе обмена
и числилась среди первых учеников. В школе была, как полагается,
школьная газета. Не стенгазета советского периода, куда местные школяры
пишут корявые четверостишия, а нормальная малотиражка, отпечатанная в
местной типографии. Содержалась она на деньги от размещения рекламы. А
рекламу, естественно, собирали сами школьники: ходили по соседям и
собирали. Для дочери коллеги это было дико: как это, продавать рекламу
своим соседям и друзьям? Она пыталась дать свои деньги, что вызвало
недоумение и даже недовольство школьного руководства – попытку обойти
правило сбора рекламы они посчитали нечестной игрой.
А вскоре я услышала признание основательницы одной из
первых сетей прямых продаж в России о том, что в нашей стране этот
бизнес приходится развивать совсем не так, как в остальных. Во всем мире
прямые продажи – бизнес домохозяек, которые продают друг другу всякие
нужные в хозяйстве вещи, от пылесосов до косметики. "А в России
оказалось не принято продавать что-то знакомым. Те, кто это понял,
процветают, остальные ушли с рынка", – пояснила бизнесвумен.
Вот оно: мы не умеем заключать сделки. Честные сделки, с
нечестными у нас как раз все обстоит чересчур хорошо. Но нечестную
сделку с друзьями заключают только люди с очень специфической совестью.
Вот мы с друзьями и не торгуем. А также – не заключаем честных сделок в
браке, в деловом партнерстве, в той же дружбе, наконец. И вообще не идем
в продажи, оставляя это поле проходимцам и хватким приезжим.
Так что наше неумение заключать честные сделки – признак
нечестности общественных отношений, а отнюдь не высокой духовности.
Думаю, стоит, наконец, вернуться в мир цивилизованных сделок и честного
купеческого слова. Начать можно с малого. Я, например, приучила всех
друзей честно рассчитываться за каждую услугу. Если меня подвезла на
машине подруга – я плачу за бензин. Если мы посидели в кафе с приятелем –
я плачу за свой заказ. И так далее. Вначале многие обижались, считали
это мелочностью. А теперь подруги признаются, что так действительно
легче: никто не обижен и не считает, что им воспользовались.
Комментариев нет:
Отправить комментарий