Поиск по этому блогу

четверг, 5 июля 2012 г.

Летчик-космонавт Леонов: власти развалили систему подготовки пилотов и теперь хотят нанимать небесных гастарбайтеров


блог печать сохранить почта фото

По словам Алексея Леонова, Министерство обороны допустило ошибку, фактически ликвидировав несколько прославленных летных училищ
Перевод Академии Жуковского в Монино повлек за собой ликвидацию материально-технической базы учебного заведения: для лабораторий и многочисленных тренажеров в подмосковных корпусах Академии Гагарина не нашлось места
Роскосмос в конце прошлого года тоже объявлял о наборе добровольцев для полета на Луну. Записались, говорит Леонов, только 304 человека. "Летчиков там - раз-два и обчелся... Зато приходили гуманитарии, психологи, были даже бомжи", - поведал космонавт
Сомнения иностранцев касательно потенциала России оставаться одним из мировых авиакосмических лидеров, вновь зазвучавшие накануне старта салона в Фарнборо, похоже, небезосновательны. Российские летчики жалуются, что власти планомерно разрушают отрасль, создававшуюся десятки лет. Появились даже сомнения: в скором времени дойдет до того, что в космос начнут - отправлять гастарбайтеров. А ведь космонавты стране еще нужны - космические неудачи доказали, что автоматика пока не способна заменить человека.

Система подготовки летчиков, инженеров и специалистов по Военно-космической обороне оказалась практически разрушенной. Такое мнение высказал в интервью "Московскому комсомольцу" дважды Герой СССР, генерал-майор авиации, летчик-космонавт Алексей Леонов. По словам члена знаменитого первого отряда космонавтов, Министерство обороны допустило ошибку, фактически ликвидировав несколько прославленных летных училищ.

- Комиссия Общественной палаты: российская авиация "убита без единого выстрела"
- Прокуратура назвала главную причину авиакатастроф


"Это было не очень серьезное решение. Наверху, видимо, виднее - поставили задачу упростить схему, сократить расходы на содержание двух академий", - прокомментировал Леонов объединение Академии им. Жуковского с Военно-воздушной академией им. Гагарина. По его словам, перевод Академии Жуковского в Монино повлек за собой ликвидацию материально-технической базы учебного заведения: для лабораторий и многочисленных тренажеров в подмосковных корпусах Академии Гагарина не нашлось места. Не было его и для преподавателей - жилплощадь профессорам не выделили, и они были вынуждены по несколько часов в день ездить на работу на электричках. "Как перевезти чебно-лабораторную и исследовательскую базу Академии Жуковского, которая создавалась 90 лет? Это нереально", - говорит Леонов.

По его словам, за решением выселить академию из Москвы могло стоять Министерство финансов: Люди пытались противостоять переезду, писали письма министру обороны, чтобы остановить развал Академии Жуковского. И в этот период кто-то раскопал письмо Кудрина, где он пишет о том, что помещение, которое занимала Академия Жуковского, надо передать Министерству финансов для основания там казначейской службы".

Дальше авиаторов постиг еще один удар. В июле 2011 года, когда слияние академий худо-бедно подходило к концу, Минобороны приказало передать подготовку обучающихся из Военно-воздушной академии им. Жуковского и Гагарина в ВАИУ - Военный авиационный инженерный институт в Воронеже. При этом Академия Жуковского как самостоятельное учебное заведение должна была быть ликвидирована.После этого уже всем специалистам было понятно - на подготовке авиаинженеров, летчиков в России поставлен крест, пишет "МК". Обучать кого-либо в таких условиях невозможно, да и некому учить - большинство профессорско-преподавательского состава отказалось переезжать в Воронеж. Поехали, по данным Леонова, из полутора тысяч только 17 человек.

"Если у нас дела так пойдут и дальше, скоро некому будет летать", - заключает летчик-космонавт.


В космонавты пришли записываться психологи и бомжи

Решению Минобороны, говорит леонов, пытались противостоять, однако военное ведомство отвечало, что решение об объединении и ликвидации было обусловлено "сокращением кадрового заказа на подготовку соответствующих офицеров, а также сроков обучения".

"Секундочку, а с каких это пор в стране ликвидирован дефицит летных и инженерных кадров? И зачем надо было сокращать сроки обучения оставшихся?" - возмущается Леонов. Он приводит в пример США, где, по словам летчика, существует отличная система обучения пилотов, есть большой запас резервистов, готовых после короткой подготовки готовы пересесть на современный истребитель. Да и престиж профессии там высок. По информации Леонова, когда NASA объявило открытый набор космонавтов, заявления подали около шести тысяч человек.

Роскосмос в конце прошлого года тоже объявлял о наборе добровольцев для полета на Луну. Записались, говорит Леонов, только 304 человека. "Летчиков там - раз-два и обчелся... Зато приходили гуманитарии, психологи, были даже бомжи", - поведал космонавт.

При этом, по его информации, в Госдуме на полном серьезе обсуждается вопрос о найме зарубежных летчиков. Ведь ежегодно требуется большое количество пилотов на самолеты Airbus A320, Airbus A330 и Superjet. Так мы и до космонавтов-гастарбайтеров дойдем, отмечает "МК".

У космонавтов нет своего жилья

По мнению Леонова, люди чувствуют, как власть относится к космонавтам - нет былого внимания и уважения со стороны государства. На сегодня в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) в постоянной готовности находится 31 космонавт, из них шестеро - командиры экипажей, Герои России. У всех дети, годы воинской службы, но у большинства даже нет своего жилья.


"После того как ЦПК превратился из военного подразделения в федеральное государственное бюджетное учреждение, у нас начался настоящий бардак…. Министерству обороны мы стали не нужны, квартирами обеспечивать нас не торопились… Увольняйтесь из ВВС, если хотите остаться в космической отрасли. Если же хотите ждать квартиры (а многим до выслуги лет остается еще по 5-8 лет), то увольняйтесь из Центра подготовки космонавтов и будете откомандированы в Сибирь или на Дальний Восток, где, возможно, потом и получите свои долгожданные метры. Представляете ситуацию?" - прокомментировал "МК" на условиях анонимности летчик из отряда космонавтов.


"Если бы и на "Фобос-Грунте" был космонавт, он бы нашел выход"


После провала миссии "Фобос-Грунта" Марс предполагается исследовать пока только совместно с другими странами. А вот за Луну Роскосмос намерен взяться по полной, о чем говорится и в проекте "Стратегии развития космической деятельности до 2030 года". В этот период планируется осуществить демонстрационный пилотируемый облет спутника с последующей высадкой космонавтов на поверхность и возвращением их на Землю, а также "эксплуатация лунной орбитальной базы в посещаемом режиме".


Впрочем, глава Роскосмоса Владимир Поповкин отмечал, что "повторять успех американцев" мы не будем - просто так людей на Луну посылать нет смысла. "Вначале планируется запустить туда целую серию кораблей различного назначения, разместить на Луне научное оборудование для исследования дальнего космоса, а затем, если потребуется обслуживание того, что нами будет на Луну доставлено, отправить туда человека", - говорил Поповкин в начале года.

Леонов в свою очередь надеется, что руководство страны в будущем не станет сокращать пилотируемые космические программы. И, соответственно, не будет в угоду экономии и сомнительной целесообразности разрушать систему подготовки пилотов. Космонавты стране нужны, уверен Леонов.

"Начнем с земных проблем, которые сейчас с успехом решаются благодаря людям, которые несут вахту на орбите. Вот, к примеру, пропала в морях сельдь иваси. Нам ставят задачу: найдите, вам же сверху видно все. Ни один спутник не даст вам этой информации, как и о том, есть нефть в заданном районе или нет", - говорит космонавт. Также, по его словам, ученые на орбите способны проводить эксперименты, недоступные исследователям на Земле.


Ну а главное, отмечает Леонов, компьютер пока не готов заменить человека: "Мы порой печально шутим: если бы и на "Фобос-Грунте" был космонавт, он бы нашел выход из сложившейся аварийной ситуации… Задач для пилотируемой космонавтики много. Не надо впадать в крайности, надо все развивать равномерно: и беспилотную технику, и пилотируемую программу, как это было в советские годы".

Комментариев нет:

Отправить комментарий