Поиск по этому блогу

среда, 22 августа 2012 г.

С чего начинается фашизм на родине?

22 августа 2012, 14:23


А я все думал: ну, когда же начнутся дружины, патрули, черные рубашки, дубинки? Россия ведь не провела Нюрнбергского процесса, значит, возвращение ужасов прошлого весьма вероятно! И совершенно неважно, за что ловить и изничтожать людей: раньше ходили патрули верующих в «коммунистический рай», сейчас пойдут патрули с другой демагогией, но с тем же смыслом. Будто движемся к сценарию типового фильма про 30-е: портреты насупленного дуче, демагогия про «великую империю» («рейх» или Древний Рим – но, те хотя бы на самом деле были когда-то великими), милитаризация, конкордаты взасос с Папой, сжигание портретов свободных личностей, подавление оппозиции, лагеря молодых и агрессивных поклонников демагогии насупленного дуче (были еще две его модификации, различавшиеся разным типом усиков).

И вот я размышляю: по какому сценарию действовать мне? Собственно, этот вопрос непраздный и для всех приличных творческих людей РФ! Все в одной лодке, в похожей ситуации! Итак, один вариант – мой любимый писатель Томас Манн: уехать в США и оттуда писать статьи про необходимость оздоровления нацистской родины, а когда оккупанты ее оздоровят, вернуться, но испить до дна презрение соплеменников. Второй вариант: мой любимый режиссер Лукино Висконти – остаться в фашистском Риме, делать кино, отчасти пользуясь поддержкой просвещенного сына дуче (в нашей ситуации – аналогий нет), при этом всей душой участвовать в движении сопротивления, скрывая в закромах своего римского особняка евреев, за что быть схваченным и несколько дней провести в застенках гестапо, чудом избежав смерти (но потом еще 31 год наслаждаться Аленом Делоном и Хельмутом Бергером). Третий вариант: тезка Евгений Тарле – российский историк, сосланный советской властью за интеллигентские пережитки, но специально возвращенный Сталиным за талантливость для написания исторических сочинений в нужном ему разрезе. Автоматические квартира, машина, домработница – это положительные стороны, но все остальное – кошмар. Плохо, что книжку о 1812 годе я уже опубликовал в 2004-м, если теперь писать противоположные выводы – будет уж очень стыдно (даже перед машиной).

Было бы неплохо, конечно, объединить римский особняк, советскую домработницу с молодым Делоном и статьями из Америки (нет, лучше из Франции, но… хотя потом обвинят в том, что я сидел в Опера неподалеку от дочки Ле Пена и в личной беседе ужасался засилью африканцев в Париже…). При таком комплекте-люкс можно было бы даже и написать что-нибудь в сталинском дискурсе для ЖЗЛ, но ведь потом хлопот не оберешься в период люстрации! И вообще: домработница проворуется, Делон уйдет к Роми (от Роми - к Натали, от Натали к телохранителю Марковичу), публицистические статьи станут неактуальными – черт знает что! Так, «…думай, Ананий, думай…». Есть еще такой прием: временно уйти из историков и публицистов (с Эха на Голос, так сказать), а так же из Висконти - и посвятить все время теноровому хобби. Тогда есть хороший вариант «в бизнес-классе» – Йоханнес Хестерс. Великий артист оперетты (я про него сделал док. фильм), который дожил до 108 лет, но пел при Гитлере, а потом ему это забыли не все. Ну, в принципе – и черт с ним, пусть помнят, пусть у помолодевшего Малахова поговорят, главное, чтобы петь в резонаторе «Heute geh'n wir ins Maxim» до 107!

Да… толпе-то хорошо: она - то Гитлеру «ура» кричит, то его же бюсты уничтожает, толпу никто не накажет, толпу не будут доставать патрули (они ее авангард!), а вот, что делать личности? Каким сном забыться экзистенциональному выборщику Гамлету? Как объединить Делона с необходимой для плебейско-тоталитарной прессы красивым бытом с Любовью Орловой или Ниной Дорлиак? Хотя это, как раз, не самое сложное.

Комментариев нет:

Отправить комментарий