Поиск по этому блогу

воскресенье, 27 мая 2012 г.

Матиас Руст, немецкий пилот, который ровно 25 лет назад приземлился на Красной площади: «Я думал, что помогаю Горбачеву с перестройкой»

Обозреватель «Комсомолки» Галина Сапожникова напросилась в гости к скандально знаменитому летчику и узнала подробности, которые Матиас Руст никогда и никому не рассказывал [видео и фото]


Интервью давал редко, пиар на своем имени не делал, поэтому вся история его четвертьвековой жизни после посадки на Красной площади окутана легендами. Чего только о нем не писали: что напал с ножом на медсестру, отказавшую ему в любви, украл в универмаге свитер, открыл в Москве обувной магазин, женился на индианке и уехал жить в Тибет...
Как Матиас Руст все это время жил на самом деле? Как распорядился тем шансом, который ему дала жизнь?
«Перестройку я немножечко ускорил»
- Когда ты прилетел домой после советской тюрьмы, тебя, Матиас, наверное, встречали как героя?
- Нет, героем я был, только пока сидел. Потом мнение изменилось, потому что от меня ждали совсем другого поведения. Я был очень слаб физически и морально, потерял вес и больше года общался с единственным человеком - соседом по камере. А от меня ждали поднятой в приветствии руки и радостных улыбок. Я был счастлив, конечно, но в то же самое время мне было грустно. У меня было ощущение, что я оставил в СССР друзей. Я имею в виду тех следователей, которые меня допрашивали.
- И поэтому через несколько лет вернулся в Россию опять?
- В 1994-м. Было очень интересно посмотреть, как все изменилось. Сравнивать, конечно, было не с чем - в 1987-м я постоял на Красной площади всего 15 минут. Но я, еще находясь в тюрьме, заметил, что что-то происходит. Сосед по камере, его звали Александр, читал мне газету «Правда» и говорил, что манера изложения стала другой. Спустя 7 лет я прожил в Москве несколько недель. Она произвела на меня огромное впечатление.
- Это был твой единственный визит в Россию?
- 15 лет назад один немецкий телеканал пытался было меня туда отправить, но мне не дали российскую визу.
- В Интернете пишут, что в Москве ты якобы открыл бутик и продавал обувь под брендом «Матиас Руст»?
- Ничего подобного!
- Тогда скажи, почему, получив всемирно известное имя, ты не попытался этим воспользоваться? Не получилось или не захотел?
- В то время у меня было много предложений. Книгу предлагали написать, но я подумал, что еще рано. Могу сказать твердо: я летал в Москву не из корыстных соображений. Я хотел оставить свое послание человечеству, что и сделал. У меня были идеалы, я делал все для мира и для свободы и не хотел использовать свое имя таким образом. Я хотел активно поучаствовать в перестройке и надеялся, что Горбачев меня в это движение включит. И считаю, что перестройку немножечко ускорил.
- Работники немецких спецслужб наверняка после твоего возвращения уделили тебе немало времени? Что спрашивали?
- Они не задали ни одного вопроса, касающегося полета в Москву. Единственное, что их интересовало, - взял ли я самолет из аэроклуба легально. Они думали, что я его угнал. Но потом поняли, что все было законно, и оставили меня в покое.
Так Матиас Руст выглядит сейчас.
Так Матиас Руст выглядит сейчас. Смотрите фотогалерею
- Это правда, что в Германии тебя навсегда лишили летной лицензии?
- Не совсем так. Ее просто не продлили. Для того чтобы продлить, мне нужно было пройти тестирование у специальных психологов. Они должны были определить, заслуживаю ли я доверия, и подписать заключение - достаточно ли я вменяем, чтобы управлять самолетом. Но в дело вмешалась политика - в газетах бурно обсуждалось, была ли это провокация против русских и надо ли мне давать еще один шанс. Я хотел было судиться, но потом махнул рукой, потому что это потребовало бы больших расходов. Сделал себе в 2000 году лицензию в Южной Америке и с тех пор пару раз в год летаю на Карибах.
- А кто за твои путешествия платит
? - Сам. Несколько лет назад я действительно зарабатывал игрой в покер. Сейчас работаю аналитиком в швейцарской финансовой компании.
- Не получив при этом высшего образования?   
- Мне предлагали работу и без этого - сначала в одном агентстве в Эстонии, потом - в инвестиционной фирме в Британии. Да, я не изучал экономику, но участвовал во множестве семинаров и мастер-классов.
- А что получилось с личной жизнью?
- Дважды разведен: первый раз был женат на польке, второй - на индианке. Со второй женой остались друзьями и сохранили хорошие отношения. Она очень красивая, намного младше меня.
- Почему ты не пускаешь в дом журналистов?
- Плохой опыт: были тут как-то одни, сняли видео, а потом начали публично рассуждать - почему у него эта вазочка тут стоит, а диван тут, и что это значит с точки зрения психоанализа...
«Нас учили, что Советский Союз - это зло»
Едем вместе на летное поле, в тот самый аэроклуб, с которого Матиас Руст стартовал 25 лет назад, сказав родителям, что полетит в Исландию. Едем на такси - машинка у него такая крохотная, что все мы (наш герой, корреспондент и режиссер с видео-камерой) туда не поместимся. Его знаменитой «Сессны», на которой он летал в Москву, на летном поле давно нет. Через несколько месяцев после полета ее  вернули, конечно, но аэроклубу пришлось заплатить штраф в 13 тысяч немецких марок. После этого самолетик купил один японский бизнесмен, который три года назад перепродал его Берлинскому научно-техническому музею. Ну а мы садимся в точную копию, только другого цвета. Матиас Руст радостно трогает рычаги, отмечая, что навигационная система осталась точно той же, что была четверть века назад, и шутит: «Ну что, полетели?»
Автограф-сессия закончилась быстро: очень скоро самолет окружили люди в плащах и фуражках...
Автограф-сессия закончилась быстро: очень скоро самолет окружили люди в плащах и фуражках...
А что - с него ведь станется...
- Была ли у тебя какая-нибудь наивная детская мечта?
- Я мечтал стать пилотом или астронавтом. К летному делу меня приобщил отец, взяв в возрасте 5 лет на аэродром. Я увидел, как взлетают и приземляются множество маленьких самолетиков, и был заворожен. С тех пор мечтал полетать сам. На 17-летие отец подарил мне полет с пилотом. Мне это настолько понравилось, что я решил, что нужно срочно начинать учиться. И через три месяца начал брать уроки у того самого пилота.
- И много взял?
- 40 часов практических и 80 теоретических. Занимался раз в неделю. Теорию преподавали в аэропорту Гамбурга, а практику в этом самом аэроклубе, недалеко от нашего дома. Занимался около года. Есть коммерческие школы, где можно получить лицензию и за три месяца, но рекомендуется все же поучиться хотя бы год, чтобы была возможность полетать и в хорошую погоду, и в дождь.
Руст ожидал, что в суде ему дадут условный срок. Но ему дали 4 года.
Руст ожидал, что в суде ему дадут условный срок. Но ему дали 4 года.
- Ну не верю! Я прочитала множество статей - самые авторитетные генералы отмечали высочайший профессионализм пилота «Сессны». А по твоим словам, ты был начинающим...
- Когда я сел в Москве, у меня в общей сложности было сто часов налета. Считаем: 40 часов надо было налетать, чтобы получить права. Еще 50 набрал, долетев из Гамбурга до Исландии (я решил сначала полетать над Скандинавией), а остальные 10 - на пути из Хельсинки в Москву.
- Это правда, что твой отец торговал самолетами «Сессна» и твой полет был частью рекламной кампании?
- Ничего общего с авиацией отец не имел - он работал инженером-электриком в большой немецкой компании. Мать воспитывала меня и младшего брата. Мои родители до сих пор живы, в 1987-м им было соответственно 50 и 46.
- А еще я читала в одном интервью, что твоя мама будто бы говорила: «Сына заставили это сделать». Что имела в виду?
- Она никогда не говорила ничего подобного. Это вопрос интерпретации. Она могла сказать: должна была быть причина, по которой сын полетел в Москву. Причина действительно была: отношения между Западом и Востоком, которые меня волновали. Когда я учился в школе, мы всегда боялись русских.
- Это же мы должны были вас бояться! После такой-то войны...
- Нет, мы. Потому что нас учили, что русские обязательно вернутся отомстить.
В советской тюрьме Матиас провел чуть больше года. А повзрослел почти вдвое.
В советской тюрьме Матиас провел чуть больше года. А повзрослел почти вдвое.
- Что ты еще знал об СССР к своим 18?
- Я начал интересоваться политикой с 13 лет. В школе учили, что Советский Союз - это наши враги. Что там совсем другая система и нет частного имущества. Поэтому люди, которые имели хоть что-нибудь, боялись, что настанут социалистические времена и у них все отнимут. Говорили, что Советский Союз только и ждет возможности пролезть в Европу. В школе снижали оценку, если кто-нибудь использовал сокращение «ГДР» вместо «Дойчланд», и говорили, что это сокращение используют только враги Германии.
Специально все делалось для того, чтобы армия вооружалась, а государство покупало оружие. К власти пришел Рейган, американцы хотели поставлять в Германию ракеты и потому делали все возможное, чтобы развить в людях страх. Чтобы население этому не сопротивлялось. Со всех сторон говорилось, что Советский Союз - это зло.
- И ты, значит, полетел в Москву, чтобы разрушить эту стену... Ну и как сам думаешь - это тебе удалось?
- Вполне: холодная война закончилась, Россия и Германия в очень хороших отношениях.
Однако в логике этому товарищу не откажешь...
«Сегодня я бы на это не отважился»
- А еще раз на эту авантюру ты бы пошел?
- Едва ли. Я себя тоже постоянно об этом спрашиваю, чуть ли не дважды в месяц. Я стал намного старше, мои представления о жизни изменились, и я отношусь теперь ко всему иначе. Сегодня, пожалуй, я бы на это не отважился. Чтобы сделать нечто подобное, тебе должно быть меньше двадцати лет и ты не должен  знать, что такое страх. Человек взрослеет именно тогда, когда начинает контролировать свои страхи.
Родители Матиаса, Моника и Карл-Хайнц, навещали сына каждые два месяца.
Родители Матиаса, Моника и Карл-Хайнц, навещали сына каждые два месяца.
- Интересно, сколько людей в мире думают, что ты сумасшедший?
- Люди называют сумасшествием поведение, которого не понимают. Когда человек совершает нечто нестандартное - лезет в горы или прыгает с моста на банджо, - многие тоже говорят, что это сумасшествие. Потому что это необычно.
- Ты гордишься тем, что сделал 25 лет назад или, наоборот, сожалеешь?
- Гордость - не самое правильное для этого слово. Для меня было важнее всего долететь до Москвы и донести миру свое послание. Оглядываясь назад, я все-таки думаю, что я победил, потому что сделал то, чего абсолютно никто не ожидал.
- Но послушай: у тебя была мечта летать - летать в небе Германии ты в итоге не можешь. Еще одна мечта - увидеть Москву и Горбачева. Горбачева ты так и не увидел, а в Россию не можешь получить визу. Так ты неудачник или счастливчик?
- Конечно, счастливчик - я же выжил! Если бы я у кого-нибудь спросил перед полетом: есть ли у меня хоть один шанс? - каждый бы ответил: «Нет! Русские собьют тебя немедленно!» Вернувшись из России, я понял: в мире все происходит так, как должно. Как предписано свыше.
- Полет в Москву был самым ярким моментом твоей жизни?
- Их у меня было два: первый - посадка около собора Василия Блаженного. И второй - освобождение из тюрьмы. Это было очень волнующе. Я даже не могу найти слов, чтобы описать, что в ту минуту чувствовал.
- Извини, если мое мнение тебя обидит, но я никак не могу понять, кто сидит со мной рядом в кабине этого самолета? На сумасшедшего ты вроде бы не похож, хотя и твердишь, что летел в Москву, чтобы встретиться с Горбачевым. На суперагента или блестяще обученного офицера натовских спецслужб, осуществившего секретную операцию, честно сказать,  тоже... А еще ты почему-то все время стараешься плыть против течения. Ты ведь мог сбить на этой своей истории целое состояние, окончить университет, сделать карьеру, жениться на хорошей немецкой девушке, завести детей и не рваться в небо. А ты почему-то все делаешь наоборот... Почему?
- Потому что я во всем пытаюсь искать потайной смысл. Мы живем в выдуманном мире и думаем, что все в нем устроено так, как мы видим. Но существует кое-что еще, что этот мир движет. Именно это я и ищу. И пытаюсь понять, что нас ждет после смерти.
- И что же?
- Не знаю, а то бы сказал. Я сам до сих пор ищу ответы. Вернее сказать: ищу Бога.
- А во время своего полета ты его, кстати, не встречал?
- Нет, но постоянно  ощущал его присутствие. Я чувствовал, что делаю то, что Бог поддерживает.
Возразить Матиасу Русту было нечего. Было слышно, как за стеклом самолетика с шумной завистью вздохнул наш режиссер-оператор...
Самолет, на котором Матиас Руст летал в Москву, стал теперь экспонатом Берлинского технического музея.
Самолет, на котором Матиас Руст летал в Москву, стал теперь экспонатом Берлинского технического музея.
Вместо послесловия
Дарим Матиасу сувенирную пилотку со значками российских ВВС.
- Шапка! - обрадовался он, вспомнив русское слово. - В следующий раз я приеду в Москву в этой «шапка»!
- Опять пилотом? - язвительно уточняю я.
- Нет, пассажиром, - отвечает он, смеясь.
Ну слава богу, успокоил. Впрочем, к концу нашего разговора никакой иронии по отношению к этому человеку не осталось.
Я думала, что лечу в Гамбург посмотреть на неудачника, который в свои 44 года зарабатывает тем, что дает интервью, и напишу материал о том, как человек бездарно растранжирил свою жизнь, имея в запасе такой блестящий старт.
Медицинский диагноз мое образование ставить не позволяет, но вот человеческий - вполне. Так вот: передо мной  сидел человек счастливый.
Многие думают, что счастье - это мечта, и потому бегут за ней всю жизнь. Ну а он, получается, догнал ее еще в 19 лет и поэтому больше никуда не спешит.

Комментариев нет:

Отправить комментарий