Поиск по этому блогу

воскресенье, 9 сентября 2012 г.

"Сланцевая мечта" Европы: "Газпрому" отводят всего четыре "тучных года"

29 августа 2012 года "Газпром" сообщил, что временно прекращает работать над проектом освоения в Баренцевом море месторождения "Штокман". Основной причиной этого решения названа высокая себестоимость проекта и ценовое положение на рынке газа из-за состояния мировой экономики. В экспертных комментариях сразу же появилось мнение, что развитие в мире технологии сланцевой добычи газа и расширение торговли сжиженным природным газом (СПГ) привели к ограничению традиционных природных метановых разработок "Газпрома".
В публикации британской BBC утверждалось, что "Газпрому" отводят всего четыре "тучных года" до "эры сланцев". Американское агентство Energy Information Administration's (EIA) прогнозирует, что из-за роста добычи сланцевого газа в США, импорт природного газа в эту страну сократится с 73,6 млрд. в 2010 году до 8,5 млрд. кубометров в 2020 году. Согласно одной версии, США начнут экспортировать сланцевый газ с 2016 года. По последнему отчету EIA США станут нетто-экспортером природного газа не раньше 2022 года. Сейчас в СМИ утверждается, что цена на сланцевый газ будет почти в четыре раза меньше цены на газ, прописанной в долгосрочных контрактах "Газпрома".
Фактор сланцевого газа постарались сразу же использовать в странах Вышеградской группы (V4) Евросоюза - Польше, Венгрии, Словакии и Чехии. Сейчас центральноевропейцы пытаются убедить себя, что в виде сланцевого и сжиженного газа они получают альтернативу российскому энергетическому источнику снабжения региона природным газом. Похоже, что сейчас в энергетической доктрине безопасности стран Вышеградской группы сланцевый и сжиженный газ окончательно становятся заменой провалившемуся проекту газопровода NABUCCO.
Страны Вышеградской группы обрели политическую независимость от СССР в 1989 году. Тем не менее, двадцать лет спустя, они все еще остаются зависимыми от его преемника в поставках энергоносителей. Рецепт в преодолении этой зависимости страны Вышеградской группы видят в сотрудничестве в области энергетической безопасности.
Кризис с поставками российского газа зимой 2009 года стимулировал в Центральной Европе создание т. н. "обратной связи" через Чехию и Австрию с газовыми сетями Западной Европы. После 2010 года началось и строительство меридиональных с севера на юг газопроводов. В создании "обратных потоков" и меридиональных веток прямо участвует ЕС со своим финансированием. Сейчас идет работа по соединению газовых сетей Венгрии и Словакии. Намечены работы для соединения сетей Словакии и Польши, которые предполагается осуществить к 2015 году. Газовые сети Венгрии и Хорватии соединены в 2011 году. Газовые сети Польши в прошлом году были соединены с чешскими. Создание коридора по линии Север-Юг в Центральной Европе важно с точки зрения подключения энергетики стран Вышеградской группы к терминалам по доставке сжиженного природного газа (СПГ).
В настоящее время страны Вышеградской группы в преобладающей степени зависят от поставок природного газа из России. В 2010 году из России Польша импортировала 63% потребляемого этой страной природного газа, Венгрия - 80%, Чехия - 92%, Словакия - 95%. В Польше, Чехии и Словакии 90-100% их газового импорта приходится на Россию. В Венгрии этот баланс составляет 70%. Значение природного газа в энергетике стран Вышеградской группы еще раз подчеркнула "газовая война" России и Украины января 2009 года. В общем энергетическом балансе природный газ в странах Вышеградской группы занимает от 37% в Венгрии до 12% в Польше. В Польше важную нишу в энергетике имеет уголь. Однако ЕС требует существенно сократить выбросы углекислого газа в атмосферу. Выбросы углекислоты в атмосферу от сжигания угля в два раза превышают таковые от природного газа. Кроме того, уголь дает в загрязнение окружающей среды еще и сажу. Поэтому для Евросоюза предпочтительней выглядит сейчас энергетика именно на газе. Катастрофа в японской Фукусиме добавила сомнений в ЕС относительно перспектив атомной энергетики.
С 2002 года страны Вышеградской группы обсуждают проблему альтернативных путей поставок энергоносителей. Идея эта продвигалась госдепартаментом США. Ее зримым выражением стал проект NABUCCO. Однако уже весной 2011 года стало ясно, что он терпит фиаско. Под эту конкретную линию доставки не оказалось достаточного исходного энергетического ресурса.
Тем временем "Газпром" сам использовал и использует в интересах России стратегию альтернативных путей доставки природного газа в Европу. 8 ноября 2011 года начались поставки газа в Германию по одной уже построенной ветке газопровода "Северный поток". В конце этого года начинается строительство газопровода "Южный поток".
В противовес стратегии российского "Газпрома" США выдвинули идею использования месторождений т. н. сланцевого газа в Центральной Европе. Благодаря сланцевому газу Соединенные Штаты рассчитывают сами превратиться в его экспортера к 2021 году. Кроме того, газ окончательно заменит уголь в энергетике США, что, в свою очередь, уменьшит выбросы углекислоты и сажи. Надежды на освоение сланцевых газовых месторождений связаны с попыткой снизить цену на природный газ и оторвать ее от нынешней привязки к нефти. Подобным образом определяется цена газа для потребителя по долгосрочным контрактам такого поставщика, как "Газпром". Следующий важный момент, это высвобождение части энергетических ресурсов Ближнего Востока и перенаправление их вместо США в Европу для создания конкуренции российскому энергопотоку.
В связи со "сланцевой мечтой" Польша недавно получила кредитом ободряющее название - "Катар Центральной Европы". Польское правительство, обнадеженное американским опытом, передало концессии на разработку в своей стране сланцевых газовых месторождений американским компаниям. Поляки рассчитывают начать промышленную добычу в 2014 году и добиться полного энергетического обеспечения по газу к 2035 году. Заявленные запасы сланцевого газа в Польше 346-768 млрд. куб. метров, что хватит на 50 лет потребления.
Словакия и Венгрия рассматривают возможность последовать примеру Польши в разработках сланцевого газа, но действуют пока осторожно. Сейчас утверждается, что недра долины Карпатского бассейна с продолжением территории по Дунаю к Болгарии могут содержать около 500 млрд. куб. метров сланцевого газа. Особенно осторожно к перспективе разработок газовых сланцевых месторождений относится Чехия, хотя и ее пытаются соблазнить на этот счет перспективой 10-ти процентной доли в общем газовом балансе страны. В Чехии сейчас рассматривается возможность введения двухлетнего моратория на разведку и добычу сланцевого газа из-за экологических проблем, связанных с проведением поисково-разведочного бурения. Чехи опасаются, что применяемая при добыче сланцевого газа технология горизонтального бурения может привести к разрыву подземных пластов, утечкам газа, загрязнению грунтовых вод и почв.
Помимо экологических соображений, в Европе осторожно подходят к оценке себестоимости добычи сланцевого газа. В целом, она в Центральной Европе может в три раза превышать таковую в США. В одном специальном обзоре за 2012 год указывалось, что бурение типовой горизонтальной скважины в США стоит в среднем €3,2 млн., а в Польше уже €8,9 млн. Еще одной проблемой в странах Центральной Европы является более сложный процесс приобретения земли для проведения газовых разработок. Этот или другие риски, возможно, переоценка ресурсов сланцевого газа, но что-то заставило ExxonMobil отказаться от разведки по сланцевому газу в Венгрии и Польше.
Дополнением к фактору сланцевого газа является развитие технологии сжиженного природного газа (СПГ), образующегося при охлаждении до минус 161 градуса Цельсия. Энергетическая плотность СПГ в 600 раз выше его природной газовой формы, что позволяет легко транспортировать его, в частности, и морским транспортом. Один танкер СПГ может перевозить годовой объем потребления среднего по размеру города. В 2010 году почти четверть импорта газа в ЕС осуществлялась в сжиженном виде. Власти Польши предположили, что распространение технологии СПГ в будущем неминуемо приведет к снижению цены на газ и отрыву ее от нефтяной привязки. Польские государственные энергетические компании пошли на контракты по импорту 1,5 млрд. кубометров СПГ из Катара. Терминал для его приема в Свиноусьце (Świnoujście) предположительно вступит в строй к 2014 году. Терминал рассчитан на прием 2,5 млрд. кубометров газа в год, что составит 15% потребления газа в Польше в 2010 году. Емкости польского терминала могут быть увеличены до 5 или даже 7,5 млрд. кубометров.
Кроме балтийского, страны Вышеградской группы рассчитывают еще на один терминал, позволяющий подключиться к рынку СПГ. Речь идет о хорватском острове Крк в Адриатике. Планируется, что завод Adria LNG этого терминала будет введен в эксплуатацию к 2016 году. Предлагаемая мощность терминала - 10 млрд. кубометров газа в год. Хорваты сейчас ведут переговоры с венграми об участии последних в этом проекте. Газ из терминала Adria мог бы по газопроводам поступать на север в Венгрию, а оттуда в Словакию или на восток в Румынию.
Оба проекта, и балтийский, и адриатический, весьма дороги по цене. Свиноуйсьце, как ожидается, обойдется в € 720 млн., Adria LNG - €600 млн. Для реализации хорватского проекта в настоящее время нет достаточного капитала.
Обсуждаемой проблемой остается будущая цена на СПГ. Сейчас она ниже цены на нефть. Но совсем не очевидно, что так будет в ближайшем будущем. Ожидается, что спрос на газ на мировом рынке с нынешнего момента и до 2035 года увеличится вдвое. Объемы потребления будут наращивать разные регионы мира и, что существенно - Китай и Индия с их растущими экономиками и потребительскими рынками. Подобное обстоятельство может отразиться и на ценовой политике в отношении СПГ.
Таким образом, страны Вышеградской группы для уменьшения энергетической зависимости от России рассчитывают на собственные источники сланцевого газа и на импорт сжиженного природного газа. На развитие сланцевой газовой энергетики накладывает ограничения экологический фактор. Протесты населения и экологов могут создать обстановку нежелательную для привлечения частных инвестиций в сланцевую газодобычу. Неопределенной остается себестоимость добычи, а, следовательно, и будущая цена сланцевого газа. Что касается импорта сжиженного газа, то в краткосрочной и среднесрочной перспективе находятся под угрозой коммерческие и ценовые риски.
Не трудно заметить, что работы по двум направлениям газовой энергетики требуют солидарных действий всех стран Вышеградской группы. И разработки сланцевого газа, и создание терминалов СПГ требуют больших затрат капитала. Необходимо государственное финансирование этих двух больших проектов. Кроме финансирования разведки месторождений сланцевого газа, необходима еще разработка экологически приемлемых технологий. Объединения усилий нужны для получения поддержки проектам в Брюсселе.

Политическое сотрудничество стран Вышеградской группы в области энергетической безопасности уже принесло свои плоды, как на региональном уровне, так и в Брюсселе. В начале 2011 года страны Вышеградской группы договорились о сотрудничестве в области энергетической безопасности, а во время венгерского председательства в ЕС в первой половине 2011 года добились от ЕС обещания ликвидировать энергетические анклавы в Евросоюзе к 2015 году. Но правительствам стран Вышеградской группы еще предстоит разделить и сделать общими риски, согласовать энергетическую, экологическую и налогово-бюджетную политику в области энергетики. Новая политика по газу требует согласования с ней вопросов развития или консервации атомной энергетики. Важным элементом для продвижения газовой энергетики и энергетической безопасности является оформление единого энергетического рынка ЕС. Европейские эксперты считают, что только либерализация общего европейского газового рынка могла бы снизить розничные цены

Комментариев нет:

Отправить комментарий